История

Краткая история села Царев

Прежде чем приступить к рассказу об истории села, необходимо осведомить читателей этой статьи о том, что взгляды разных историков и археологов на историю села Царев в каких-то деталях различны, поэтому мы постараемся, по возможности, учесть разность этих взглядов.

В настоящее время село Царев находится на том месте, где когда-то стоял один из крупнейших городов Востока – Сарай-Берке (Сарай Ал-Джедид), вторая столица Золотой Орды. Сарай-Берке (от персидского «сарай» – дворец, город) был основан золотоордынским правителем ханом Берке около 1260 года (по другим историческим сведениям – в 1262 году), а при хане Узбеке туда была перенесена из Сарай-Бату столица государства, и город стал известен как Сарай Ал-Джедид – Новый Сарай (от арабского «джадид» – новый). Расцвет Сарай-Берке/Ал-Джедида относится к первой половине XIV века.
Средневековые источники свидетельствую о Сарае, как о большом и великолепном городе с очень развитой, передовой для того времени, инфраструктурой. Город славился своими красотой и богатством, строило и украшало Сарай большое количество строителей и ремесленников. Красоту и великолепие города составляли дворцы, фонтаны, обширные и многочисленные базары, красивые дома, мечети и даже православные храмы. Сарай-Берке/Ал-Джедид был центром православной епархии – Сарской и Подонской, впоследствии Крутицкой и Коломенской. Водоснабжение города было на высшем уровне – вода поступала в него через многочисленные каналы и водопроводы. Население города достигало около 100 тысяч человек.
Через Сарай пролегал «великий шёлковый путь», что способствовало большому развитию торговли и процветанию города. Город посещало немало путешественников и гостей, которые оставили свои письменные свидетельства об этом месте. Согласно некоторым утверждениям, бывали в Сарае и многие русские князья, включая и самого князя новогородского Александра (Невского).

После 1361 года, в период «Великой замятни», город переходил из рук в руки различных претендентов на ханский престол, а в 1395 (1396) году был разрушен Тимуром Тимерланом. В 1402 году столица была восстановлена, но она уже не смогла достичь своего прежнего великолепия и блеска. Постепенно город Сарай-Берке/Ал-Джедид практически пришёл в полный упадок.

Село Царев возникло на этом месте в 18 веке как слобода Царевка, которая находилась на соляном тракте. Участники диалектологической экспедиции пединститута под руководством Л. Н. Поповой записали несколько легенд о происхождении названия села Царев. Приведем две. Первая: Царев – значит город татаро-монгольских царей, то есть город ханов. Говорят, что в нем родился Мамай. Вторая: Царев связывают с казенной разработкой соли на озере Эльтон, а соль тогда составляла государственную монополию, поэтому тогдашняя слобода стала называться Царевской, а потом – Царев.
По преданию старожилов, первыми жителями слободы Царевка были малороссияне (украинцы), выходцы из Воронежской губернии, испросившие разрешение на переселение на реку Ахтуба в 1805 году. В 1836 году слобода Царевка была переименована в уездный город Царев Саратовской губернии, который в 1850 году, при образовании Самарской губернии, вошел в состав Астраханской губернии. К нему была присоединена слобода Солодовка, заселенная татарами. В 1842 году в Цареве числилось 4 723 жителей, в 1870 – 8 191, а по переписи 1897 – 6 977, в составе 1 249 хозяйств.
В 1899 население города Царёва состояло из 5 709 человек, в том числе дворян – 89, православного духовенства – 16, мусульманского – 11, купцов – 40, мещан – 4 934, крестьян – 148, военнослужащих – 94, отставных нижних чинов и их семей – 375. По вероисповеданию православных – 4 633 человек, раскольников – 450, мусульман – 605. По национальности русских – 4 929 человек, украинцев – 145, татар – 605.
В конце XIX века в селе было 804 двора, 2 православных церкви (из них одна каменная), мечеть, 7 мужских училищ и школ, 1 женская церковно-приходская школа, в Солодовке – татарское мектебе. Имелись больница на 10 кроватей, аптека, 6 питейных заведений, 18 лавок, 20 ветряных мельниц, 1 кожевенный завод, городской общественный банк, городская библиотека, местный комитет Общества Красного Креста. Город носил характер сельского поселения, жители занимались хлебопашеством, скотоводством и отчасти садоводством, ремесленников всего 250 чел.
Царев ни чем не отличался от других уездных городов России. Та же соборная площадь в центре города и ярморочная на окраине: управа, казначейство, камера мирового судьи, полицейский участок, тюрьма, пожарная каланча, собор с церковно-приходской школой при нём, часовня святых мучеников Михаила и Фёдора. Кабак Синеокого, трактиры и лавки купцов братьев Гудковых, Конякина, Кузнецова.
Четыре раза в год в Цареве собирались ярмарки. Кочевники пригоняли сюда из заволжских и каспийских степей огромные табуны лошадей, стада верблюдов, крупного рогатого скота, овец. На ярмарки съезжалось из Нижнего Новгорода, Москвы, Питера и Екатеринослава множество скупщиков скота. Шла бойкая торговля, заключались тысячи сделок.
Большая часть мещан занималась обработкой шерсти привозимой кочевниками, много было шерстоваляльных мастерских. Этот промысел носил сезонный характер, так как в летний период царевские мещане арендовывали у царевской управы участки земли под огороды и бахчи. В те годы в окрестностях города было много садов и огородов. Беднейшая часть населения батрачила у богатых крестьян окрестных сёл – Пришиба, Безродного, Капустина -Яра.
В 1911 году жители Царева посылают прошение в государственную думу об открытии реального и сельскохозяйственного училищ. Было принято решение об открытии мужской гимназии. В 1914 году было построено добротное и просторное двухэтажное здание для гимназии из красного кирпича.

С первого десятилетия 20 века после прокладки железной дороги (со стороны Астрахани) начинается «закат» города Царева. Торговля скотом перешла в другие пункты и губернии. Быстрое обмеление реки Ахтубы сделало невозможным пароходные сообщения с городом Царицын. Суровой зимой 1910-1911 года вымерзли Царевские сады. Молодёжь, уходившая на заработки в города Астрахань и Царицын, не возвращалась домой. Царев с каждым годом терял свою первостепенную роль в уезде. Он превращался в сонный и пыльный городок.

Революция 1917 года и последовавшая за ней гражданская война внесли изменения в жизнь уездного города Царев. Часть зажиточных граждан города эмигрировала за границу, опасаясь новой власти. Сам город подвергался нападению бандитских групп, возникших в то время. Большевики, взявшие власть в городе, активно боролись с вооружёнными бандами. Решением представителей советской власти в 1925 году город Царев был переименован в село Царев, а административный центр уезда перенесён в село Пришиб, которое было переименовано в город Ленинск. Часть жителей Царева, среди которых были люди разного сословия, была репрессирована новой властью – людей «раскулачивали», отправляли в тюрьмы и лагеря, расстреливали.
В селе Царев налаживалась новая жизнь – создавались колхозы. В тридцатые годы в стране грянул голод, Царев оказался в зоне «голодающего поволжья». Тяжёлые времена настали для местных жителей, немало из них умерло от голода, некоторые переехали в другие места в поисках лучшей жизни для себя и своих семей, другие добывали себе на пропитание как могли.

С началом Второй Великой Отечественной Войны, мужская часть жителей села, пригодная к военной службе, отправилась защищать родину. Остальные трудоспособные жители Царева усердно трудились в тылу – «Всё для фронта, всё для победы!».
После окончания войны на родную землю вернулось менее половины ушедших воевать, остальные погибли защищая отечество. Из вернувшихся живыми было немало инвалидов. Началась нелёгкая пора восстановления мирной жизни. С возвращением выживших на войне колхозы заработали с новой силой. Жизнь потихоньку налаживалась.

В 1961 году на месте прежних колхозов ( «Колхоз имени Сталина», колхоз «Третий интернационал» соседнего села Солодовка) был создан совхоз «Ленинский». Совхоз успешно справлялся со своей работой. Производительность труда была довольно высокой для того времени. Хорошие урожаи и заработные платы становились нормой. Совхоз был хорошо оснащён технически, многие работавшие в нём были удостоены правительственных наград по итогам восьмой пятилетки (1971 год). Налаживалась и развивалась инфраструктура села, строились новые дома, новые учреждения, развивался сам совхоз, рос уровень жизни его жителей. Жизнь большинства жителей села Царев стала тесно связана с жизнью совхоза.

Более-менее благополучно село Царев и совхоз «Ленинский» пережили «время застоя» и «перестройку» (1973 – 1991 годы). Продолжалось строительство жилья для работников совхоза, начал свою работу первый построенный на селе консервный завод. Совершенствовалась инфраструктура села и совхоза.
В то время в село на лето приезжало большое количество отдыхающих со всех уголков страны. Людей привлекала прекрасная природа местной поймы, свежий чистый воздух, местные обширные прибережные пляжи реки Ахтуба, рыбалка, охота. Если в июле-августе местный житель приходил на берег Ахтубы, то видел, что оба берега реки тесно уставлены палатками приехавших на летний отдых.

Девяностые годы оказались губительными для совхоза «Ленинский». Сперва совхоз был переименован в колхоз. Спустя недолгое время колхоз оказался под управлением коммерческого предприятия «Кентавр». Спустя ещё недолгое время люди, возглавлявшие «Кентавр», исчезли вмести с денежными средствами предприятия. Говорили, что вместе с ними пропали и денежные средства колхоза «Ленинский», в следствие чего тот стал банкротом.
После этого колхоз прекратил своё существование. Всё что осталось от колхоза было роздано на паи его бывшим работникам, а также разворовано, заброшено и растащено. За несколько лет инфраструктура бывшего совхоза была практически полностью уничтожена. А поскольку жизнь села и его жителей сильно зависела от деятельности бывшего совхоза, то и само село начало приходить в упадок. Большинство жителей села, когда-то работавших в совхозе «Ленинский», осталось без работы. Полностью закрылись государственные магазины и многие госучреждения. Жители, когда-то очень самодостаточного села, были вынуждены ездить за всем необходимым в районный центр, что было крайне неудобно. Дело дошло до того, что в село совсем перестали заезжать автобусы, поэтому поездка в любой другой населённый пункт была очень затруднительной. Много местных жителей переехало в другие села и города, молодёжь тоже не имела никакого желания оставаться в селе, также разезжалась в другие места. Казалось, Царев неизбежно превращается в заброшенное умирающее село.

Но жизнь взяла своё. Один за другим стали появляться коммерческие магазины с товарами широкого ассортимента. Люди, оставшиеся в селе и не нашедшие работы на месте проживания, приспособились работать за его пределами. Многие увеличили масштаб своего подсобного хозяйства, что способствовало улучшению их благосостояния. Село начало выходить из состояния упадка, жизнь снова начала налаживаться. В село на летний отдых вновь стало приезжать много отдыхающих со всех уголков страны, и с каждым годом их становиться всё больше и больше.

Такова краткая история села Царев до настоящего времени. Село, несмотря на все трудности, выжило, окрепло, продолжает развиваться и с надеждой смотрит в будущее.